О «Берсерке» часто говорят, как о темной и мрачной манге. Пытки и казни, также задают этот тон манге и отчасти обеспечивают нашему канону такую славу. Сразу же следует отметить: несмотря на то, что запоминаются они любому читателю, в самом произведении пытки и казни встречаются не так уж часто, фактически только в главе «Праздник Рождения» арки «Приговор», занимающей примерно четыре с половиной тома. Также пару раз автор касался этой темы в предыдущих томах, но обо всём по порядку.

Уже в «Прототипе», пилотном выпуске манги, где Гатс борется с Владом Цепешем, мы видим посаженных на кол.

Посаженные на кол в Берсерк Прототип

Казнь применялась еще в Древнем мире (в основном, в Ассирии), в средневековье (в Восточной Европе) и в Новое время. Изготавливали достаточно крупный кол, длиннее человеческого роста, который потом вставлялся в землю (иногда просто топором стругали небольшое деревце), его верхушку затачивали до остроты гвоздя и смазывали жиром, чтобы кол легче входил в плоть. Человек протыкался по центру (в живот, голова и конечности при этом свисали к земле), но так можно было повредить важный орган и тем самым подарить несчастному быструю смерть. Самый распространенный способ поэтому являлся следующим: жертву клали на землю, связав руки за спиной, и вводили кол через анус (либо вагину), потянув за обе ноги, которые были связаны на уровне щиколоток. Затем деревянным молотком кол забивался, вонзаясь еще глубже в тело. Били аккуратно, чтобы не попасть в печень или сердце. Кол устанавливали вертикально, и человек на нем испытывал ужасные мучения, при этом все его внутренности работали. Приговоренный мог агонизировать несколько дней, пока не умирал от жажды, голода и нападения падальщиков, привлеченных запахом.

В то же время нельзя не отметить, что скелеты на кольях у Миуры явно нарушают законы человеческой анатомии и физики, согласно которым уже давно должны были бы развалиться.

В арке «Чёрный Мечник» читатель сталкивается с телесными истязаниями: сначала в самом первом эпизоде, когда Гатса хлещет кнутом палач, и чуть позже, когда нам показывают пыточную камеру Графа. Здесь же происходит казнь через обезглавливание. На тот момент Миура не обладал достаточными знаниями и поэтому допускал определенные неточности. Как известно, ведьм и еретиков принято было жечь на кострах. Инструментарий, как и сами пытки, в этой арке толком не показаны.

В «Золотом веке» пытки тоже играют пусть и не большую, но важную роль: им подвергается Гриффит, превратившись за год мучений в полностью недееспособного обездвиженного инвалида. Однако сам процесс остается за кадром, мы видим лишь плачевный результат.

А теперь перейдем к главному – к финальным эпизодам арки «Осуждение». Основное действие разворачивается в Альбионе, где властвовал инквизитор Мозгус. Жестокий фанатик собрал и вырастил собственный элитный отряд палачей, мучивших людей по его приказу и защищавших благодетеля от всех недовольных. Впервые мы видим их в конце 17-го тома. В качестве оружия палачи используют орудия пытки.

Человек-птица, или Чумной доктор, старший помощник Мозгуса, орудует шейным держателем. Это устройство представляло собой кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней. С помощью него тюремная стража контролировала и подчиняла себе жертву, находясь при этом на безопасном расстоянии. Орудие позволяло удерживать заключенного за шею так, чтобы его можно было вести туда, куда требовалось конвоиру.

Шейный держатель - орудие казни

Здоровенный амбал отдает предпочтение колесу, которое применяет для казни осужденных. Колесование известно с глубокой древности, особенно популярно было во Франции и Германии. Приговоренного привязывали к косому кресту или вращающемуся колесу и переламывали железным ломом все крупные кости. Затем огромное колесо с искалеченным человеком устанавливали на шест, лицом к небу, оставляя жертву на погибель. Помимо лома, орудием пытки служило так называемое "колесо разлома", или "колесо дробления", – именно его в манге использует палач. Известно, что опытные заплечных дел мастера умели переломать человеку почти все кости, так что он мог свободно пролезть сквозь прутья колеса и при этом остаться в живых. Подобной казни редко подвергали женщин: из-за более тонких мышц, которые не могли "заткнуть" кровоточащие участки. Последнее вызывало слишком скорую потерю сознания.

Колесование - метод казни

Долговязый палач держит грудной разрыватель, или "испанского паука", – орудие пытки, которое применялось к женщинам, совершившим аборт, обвиненным в неверности, колдовстве, родившим вне брака. Принцип действия его понятен: им разрывали женскую грудь, нередко предварительно накаляя орудие. Существовал также вариант с шестью крючьями. Примечательно, что в манге разрыватель палача снабжен цепью, что делает его похожим на оружие японских ниндзя.

Два близнеца-урода убивают и калечат с помощью пил. Распиливание – весьма старинный вид казни. Существовали разные варианты распиливания – продольное или поперечное, с головы или с промежности. Наиболее мучительным был вариант, когда человека подвешивали вниз головой и давали крови притечь к голове. Это уменьшало кровотечение, и смерть наступала спустя определенное время — в некоторых случаях осужденный умирал лишь в тот момент, когда пила доходила ему до груди.

Наконец, в распоряжении карлика – клещи. Последние были излюбленным инструментом инквизиции и имели разные функции: для вырывания ногтей, ноздрей, сосков, пыток каленым железом и дробления мелких костей. Сам палач, по всей видимости, использует клещи типа "крокодил". Их применяли для перекусывания мужских гениталий, которые предварительно приводили в состояние эрекции, а сами клещи, как правило, раскаляли.

Грудной разрыватель

В 18-м томе изображена пыточная, где палачи Мозгуса истязают людей (в ходе сюжета мангака возвращает читателя в застенки еще несколько раз).

Пыточная камера в Башне Возмездия

Стоит рассказать подробнее о каждом методе пытки.

Пытка водой, как правило, применялась против женщин, обвиненных в колдовстве. Вода вливалась в рот через специальную воронку. Количество воды могло доходить почти до 10 литров. Нередко с телом жертвы при этом проводили и другие манипуляции, например, подвешивали вниз головой или били по животу. Пытку можно было вести очень долго, благо, тела пытаемых практически не получали физических повреждений (если не считать возможности разрыва желудка).

Кресло допроса (кресло ведьм) представляло собой деревянное кресло, утыканное шипами, к которому приковывали пытаемого. Особенно "популярно" было в Центральной Европе, в некоторых регионах использовалось вплоть до середины XIX-го века. Шипы могли располагаться на сиденье, спинке, подлокотниках.

Пытка водой, Кресло допроса

Трон допроса — аналог позорного столба, позволявшего подвешивать человека вверх ногами. В манге трон еще и утыкан шипами, усиливающими страдания жертв. Видно, что тело человека повсюду исколото.

Дыба — одно из самых упоминаемых орудий пытки, предназначенное для растягивания конечностей вплоть до вырывания рук из суставов. Сначала в манге представлена горизонтальная дыба в виде ложа с валиками для растягивания. Дополнительно она оснащена шипами, чтобы усилить боль. В последующих главах встречается и другой вид дыбы – вертикальный, представляющий собой два столба с перекладиной (здесь это лестница). Осужденного подвешивали, связывая ему руки за спиной, также могли повесить дополнительный груз на ноги. В Европе такой вариант пытки назывался страппадо.

Трон допроса, Дыба

В случае пытки колесом процесс показан относительно наглядно: жертву привязывали к колесу, наподобие мельничного жернова, и крутили, под ним помещались шипы или разводился огонь (как это нарисовано в манге).

Колыбель Иуды (она же «Бдение») является развитием идеи инквизитора Ипполито Марсили, в начале XVI-го века придумавшего пытать людей бессонницей. Чтобы эффективнее приводить эту идею в действие, и было разработано данное приспособление, сходное с обычным колом. Осужденного подвешивали над ним и попеременно то опускали, то поднимали, не давая уснуть. В дальнейшем его использование становилось все более изощренным: опускать человека могли до такой степени, что кол начинал разрывать ему тело, а иногда специально подвешивали к ногам грузы. В то же время, в отличие от сажания на кол, палачи следили, чтобы рана не была слишком серьезной и жертва не умерла от боли. Кол мог вводиться как анально, так и вагинально, но, как правило, на колыбели Иуды пытали мужчин. Для женщин же был разработан испанский осел.

Пытка колесом, Колыбель иуда или же Бдение

Испанский осел — еще одно развитие злого гения Марсили, простое и жуткое орудие пытки, представлявшее собой брус треугольного сечения, зачастую обшитый железом, на верхний, заточенный край которого и сажали осужденных, зачастую подвешивая им к ногам груз, или привязывали к пытаемым веревку, чтобы регулировать давление. Как и в случае с колыбелью Иуды, страдали наиболее чувствительные части человеческого тела. Как правило, "осел" использовался исключительно для женщин: мужчины быстрее исходили кровью и теряли сознание или умирали.

Прообразом головодробилки, или черепного пресса, стало сжатие головы с помощью веревки, в которую нередко был вплетен небольшой груз. Со временем орудие трансформировалось в жуткие тиски, медленно сжимавшие и дробившие человеческий череп. Это устройство могло быть использовано как для казней, так и для пыток.

Испанский осел, Черепной пресс

Испанская груша по праву считается одним из самых чудовищных орудий пытки и казни. Вводилась внутрь человеческого тела (анально или вагинально) и там раскрывалась, разрывая его на части. Осужденный умирал от болевого шока и кровопотери. Нередко один вид этого инструмента заставлял человека признать свою вину (в «Берсерке» именно вид этого орудия окончательно запугал Нину).

Кошачья лапка, или испанское щекотало — напоминающее грабли орудие, принцип действия которого хорошо виден на рисунках из манги. Зачастую с человека не только сдирали кожу и мясо, но даже вырывали ребра.

"Коленодробилка" использовалась для раздробления суставов, как коленных, так и локтевых. Кроме того, многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, из-за которых жертва истекала кровью.

Испанская груша, Кошачья лапка

Джиббет — разновидность виселицы, особенно прижившейся в Англии. Представлял собой металлическую клетку, полностью фиксирующую тело, в которую помещался человек и затем подвешивался. Мог иметь разные функции: от временного заключения, вроде колодок или позорного столба, до медленного умерщвления голодом и жаждой. Трупы из джиббетов не вынимались и подолгу оставались там в назидание. В связи с этим жуткое приспособление играло дополнительную роль: в джиббеты могли помещать трупы людей уже после казни или даже давно умерших (как, например, случилось с Оливером Кромвелем).

Железная дева. Весьма звучное название для орудия пытки. Представляло собой что-то вроде железного саркофага в форме женской фигуры со множеством шипов внутри, куда запирали жертву. С железной девой не все до конца ясно: официально считается, что она применялась в средневековье, тем не менее, нет данных о ее реальном использовании, а первый экземпляр, судя по всему, был создан лишь в конце XVIII-го века. Однако это не помешало эксплуатации ее в более позднее время: известно, что это орудие использовали такие диктаторы, как Франсуа "Папа Док" Дювалье (Гаити) и Саддам Хусейн (Ирак). Дева была многофункциональна – служила орудием казни, пытки и запугивания. Очень часто длина шипов могла регулироваться, что и позволяло такое разностороннее использование. Прототипом в манге послужила так называемая «Нюрнбергская дева», самый знаменитый экземпляр, не доживший до наших дней (уничтожена во время авиационного налета в 1944 г.).

Железная дева, Джиббет

Таким образом, в «Берсерке», как это зачастую бывает с произведениями искусства, сработал "принцип айсберга": для того, чтобы нарисовать несколько шокирующих панелей, запомнившихся читателям своей мрачной реалистичностью, мангаке, вероятно, пришлось изучить немало вгоняющих в дрожь материалов о том, как люди веками развивали свою изобретательность в деле истязания и умерщвления себе подобных.