Как и во всяком развитом мире, во вселенной «Берсерка» есть свое пластическое искусство, находящееся на стадии развития, более или менее соответствующей периоду исторического средневековья. И, как во многих других аспектах, здесь Миура временами проявляет чудеса эклектики.
Скульптура
Как таковые статуи в «Берсерке» встречаются не то чтобы очень редко, однако автор почти не акцентирует на них внимания. И совсем мало среди них срисованных с реальных прототипов. Однако случается, что герои манги, в основном чудовища, имеют скульптурные прообразы. Ниже приведем примеры этих разнообразных заимствований.
В четвертом томе мы впервые встречаем Зодда – одного из сильнейших Апостолов. Даже в своей человеческой форме он сильно отличался от обычных людей. Возможно, в качестве портрета-прототипа для Зодда была использована статуя Мейкиры – одного из 12-ти божественных генералов, чьи изваяния стоят в храме Син-Якуси-дзи (VIII век, Нара, Япония).

Крайне важным для сюжета является момент, когда в конце шестого тома Гриффит, беседуя с Шарлоттой у фонтана, говорит, что не считает бойцов своего отряда друзьями, и Гатс слышит это. Фрагмент фонтана, возле которого происходит разговор, вероятнее всего, срисован с фонтана Пантеона на площади Ротонда перед Римским Пантеоном.
Сам фонтан был построен в 1575-м году, но дельфинов установили лишь в XVIII веке.

В конце седьмого тома, когда Гриффит начинает штурм крепости Долдрей, а барон Генон наблюдает за этой картиной, можно увидеть скульптуру, оригиналом которой является статуя «Пан и Дафнис». Статуя подчеркивает гомосексуальные пристрастия барона (Пан и Дафнис были любовниками).
Сама статуя – это найденная в Помпеях римская скульптура II века н.э., скопированная с греческого оригинала 100 года до н.э. Находится в Национальном музее археологии в Неаполе.

В восьмом томе, на балу, устроенном в честь победы в войне, в момент появления короля на балконе можно увидеть две статуи Атласов. Судя по всему, их прототипом был Фарнезский Атлас, римская статуя II века н.э.

Свое название она получила за то, что долгое время находилась на вилле Фарнезе – усадьбе кардинала Алессандро Фарнезе, известного коллекционера произведений искусства. Сейчас статуя также находится в вышеупомянутом Национальном музее археологии в Неаполе. Эти статуи можно увидеть и в первой экранизации.
Кроме того, в эпизоде, когда бандиты, нанятые Гриффитом, обсуждают задание, видна статуя дракона и львицы. Это одна из скульптур, поставленных в Парке Бомарцо (он же Парк чудовищ или Сакро Боско — Священный Лес). Парк был заложен по приказу графа Орсини в память о его умершей жене Джулии Фарнезе.
Таким образом, интерес к реальному семейству Фарнезе, чья фамилия стала именем собственным для одной из центральных героинь манги, Миура проявляет в самых разнообразных аспектах.

Жестокие завоеватели кушаны имеют немало общего с индусами, и эта связь очевидно прослеживается и в скульптуре. Статуи в индийском стиле встречаются в Уиндеме, в резиденции Ганишки и на кушанских кораблях. Вероятно, основным источником вдохновения для Миуры послужил храм богини Минакши в городе Мадурай (штат Тамилнад, Индия). Гопуры (башни) храма полностью покрыты разрисованными скульптурами.
Особенно узнаваемы демонические морды вроде той, что украшала корабль Даибы.

Используя элементы скульптуры разных культур и времен, Миура создал образы, подчас, как Зодд и скульптуры кушан, наводящие ужас, — но, несомненно, запоминающиеся.
Архитектура
Действие в мире «Берсерка», как известно, происходит в альтернативной средневековой Европе (точнее, временной диапазон манги соотносится с промежутком от позднего средневековья до начала ХІХ века). Миура часто использует реальные архитектурные сооружения разных эпох: иногда лишь некоторые элементы, иногда – целиком. Внимательный читатель сможет отметить, что автор отдает предпочтение архитектуре Испании, Италии и Франции. Использование немецких архитектурных мотивов в манге замечено лишь раз, а к английским Миура и вовсе не обращался. Искать систему здесь, на наш взгляд, бессмысленно: к примеру, в одном городе в «Берсерке» могут располагаться здания "родом" из двух разных стран. Итак, попробуем разобраться.
Замки
В первой главе, когда Гатс приходит в город, захваченный змеемордым бароном-Апостолом, мы видим замок сеньора (в сериале он отличается от мангашного), срисованный с замка Алькасар в Сеговии (Испания).
Замок был построен в XII веке и претерпел несколько реконструкций. Он является одной из главных достопримечательностей Испании.

Чтобы окончательно сломить волю Гриффита и заставить его принести в жертву своих людей, Апостолы Руки Бога насылают ему видения воплощенной мечты в образе символического Замка. Не вполне понятно, реальный ли это замок, который Гриффит видел в детстве, или просто аллегория. В манге он, вероятно, срисован с замка Нойшанштайн – романтического строения времен "сказочного короля" Людвига II.

В ТВ-сериале замок сильно отличается от мангашного варианта: здесь был использован вышеупомянутый Алькасар.

Есть версия, что цитадель графа в третьем томе срисована с Замка наваррских королей, или Олитского замка, возведенного в XV веке по приказу короля Карла ІІІ, хотя сходство, на наш взгляд, не слишком заметно.

Возможно также, что в ТВ-сериале с него же рисовался замок из второго эпизода, в котором Гатс сражался с рыцарем Бадзусо.

Вероятно, самый известный замок в манге, после Замка Мечты Гриффита, – это крепость Долдрей. Практически неприступная, она занимала важную стратегическую позицию на границе Мидленда, а ее захват империей Тюдор положил начало столетней войне, за время которой Мидленду так и не удалось вернуть цитадель обратно. Освобождение Долдрей стало триумфом Гриффита и закончило войну.
В качестве прототипа замка Миура использовал две реально существующих крепости.
Большая часть Долдрей срисована с Замка Кока 2 ист. в Кастилии.

Центральная же часть рисовалась с Замка Святого Ангела, старинной крепости в Риме, строительство которой началось еще во II веке императором Адрианом. За свою долгую историю этот замок успел побывать в роли мавзолея, папской резиденции и тюрьмы.

История замка Кока имеет мало общего с крепостью Долдрей. Скорее всего, Миура обратился к нему лишь из-за внешнего вида: замок прекрасно подходил на роль могучей крепости. В то же время не обошлось без оригинальности: внутрь одного замка в манге помещен другой (причем старше на тысячу с лишним лет).
Прочие строения и архитектурные элементы
К примеру, в одном из томов изображены мельницы Ла-Манча (те самые, из «Дон Кихота»).

В 18-м томе фигурируют ворота в виде огромной пасти, ведущие в камеру пыток фанатика-инквизитора Мозгуса. У них есть два возможных прототипа. Это ворота дворца Цуккари в Риме (названы в честь создателя – Федерико Цуккари).
Другой вариант – некое «Cabaret de L'Enfer» в Париже.

Подобную форму Миура выбрал, вероятно, для того, чтобы сделать застенки еще более жутким.
В конце 22-го тома мы узнаем о прошлом Серпико и Фарнезе, двух важных героев манги. Ворота гигантского поместья, где жила Фарнезе, срисованы с ворот дворца Бельведер в Вене, резиденции принца Евгения Савойского (XVIII век, архтитектор Лукас фон Гильдебрандт).

Выбор ворот одного из известнейших дворцов в стиле барокко подчеркивает богатство и знатность семьи ди Вандимион. Примечательно также, что это поместье, по всей видимости, было временной резиденцией, как и реальный Бельведер.
Одним из ключевых событий главы «Летопись войны Святости со Злом» является оборона деревни Енох от банды троллей. Во время сражения жители деревни укрываются в церкви, вокруг которой Ширке устанавливает защитный барьер. Этот храм отчетливо напоминает церковь Святого Мартина во Фромисте (Испания).
Построенная в XI веке, она является классическим образцом романской архитектуры.

Скорее всего, экстерьер церкви был заимствован не случайно, хотя на этот счет могут существовать разные версии. Возможно, автору просто понадобилась массивное, похожее на крепость здание (очень характерно для романского стиля). Может быть, поскольку в манге храм очень старый, Миура и срисовал ее со старинной церкви XI века. Наконец, есть вероятность, что церковь святого Мартина — это дань памяти фильму «Плоть и Кровь», столь любимому мангакой: в ленте заметную сюжетную роль играл образ именно этого святого.
В конце 27-го тома апостольская конница Гриффита появляется в Уиндеме, занятом императором кушан Ганишкой. Площадь, на которой происходит сражение между Апостоломи и войсками Императора Ужаса, скопирована с площади Святого Петра в Риме.

Собор Святого Петра толком не показан, хотя пару разу мы мельком видим здание, похожее на него.

Возможно, автор специально ввел в экстерьер Уиндема элементы архитектуры Рима, чтобы показать размер и значимость столицы Мидленда, а также подчеркнуть, что Уиндем, как и Рим, сам по себе — город-мир.
Плененные Ганишкой Апостолы были связаны и сращены вместе. С помощью этой жуткой конструкции, так называемой перерождающей машины, кушаны заставляли беременных женщин рожать демонических солдат-дака. Позже Ганишка сам прыгнул внутрь этого адского сооружения. Дойдя до глубин астрального мира, он переродился, увеличив свою и так колоссальную мощь (что, впрочем, мало ему помогло в конечном итоге).
Прототипом здания, в котором Ганишка проводил свои опыты, послужил Пантеон в Риме.

Узоры на портики и стенах, правда, сбивают с толку, но сомнения рассеиваются, когда нам показывают здание сверху. Вот так выглядит знаменитое "Око Пантеона".

Не исключено, что здесь — тонкий авторский намек на то, чем пытался стать Император Ужаса Ганишка.
Помимо этого, вполне вероятно, что, кроме Римского, автор использовал в качестве прообраза также Парижский пантеон.

Архитектура Вританиса
В 1998-м году выходит цветной календарь, в котором на одной из иллюстраций мы видим ворота в крепостной стене Авилы в Гранаде (Испания).

Полагаем, позже именно с нее Миура рисовал стены Вританиса.

Прообразом семьи Фарнезе послужили торговые дома венецианских купцов, наживавшие себе целые состояния. Возможно, поэтому во "вритановских" эпизодов мы видим очень много именно итальянской архитектуры.
Когда герои прибывают во Вританис, Фарнезе отправляется в резиденцию к своему отцу. Поместье де Вандимионов, где произошла встреча, было срисовано с двух разных зданий.
В первую очередь, это вилла Пьовене и частично – вилла Ротонда.

В то же время, сад в поместье, в котором Фарнезе разговаривала со своим братом Манифико, срисован с сада виллы Гамберайя.

Для одной из башен Вританиса прототипом послужила башня города Лукки в Италии (кстати, возможно, именно он дал имя одной из героинь).

Башня собора святого Фридиана (слева) и башня собора Сан-Мартино (справа).

Другая башня Вританиса также совмещает архитектуру двух разных строений.

Башни Арнольфо, часть Палаццо Веккьо во Флоренции (слева) и башни Дель Манджа в Тоскане (справа).
Зал с колоннами, где происходит дуэль Гатса и Серпико (в ходе которой Гатс благополучно снес все колонны) — копия зала Мескиты, или Кордовской Мечети. Для последней характерно то, что она сочетает в себе как западный, так и восточный стили (включая упомянутый зал).

При встрече с Гатсом Серпико говорит: "...колонны остались в память о победе над кушанами, когда у них отвоевали эти земли". Уместно припомнить реальную историю Мескиты. Она была возведена во время господства мавров; испанцы, отвоевав эти земли, решили не разрушить храм, а лишь переделать его. Конечно, у кушан нет ничего общего с маврами, но в мире «Берсерка» они играют примерно ту же роль, что и Ближний Восток в средневековье.
Однако вход в зал был срисован с дверей другого мавританского сооружения — крепости Альхаферии в Сарагосе.

Бальный зал во Вританисе, куда Гатс со спутниками отправились за Фарнезей и где им пришлось выдержать бой против стаи тигров-пишач, срисован с двух разных залов. Во-первых, это Зеркальная галерея в Версале.

Во-вторых, Зал Пятисот во дворце Палаццо Веккьо во Флоренции.
Здесь Миура позаимствовал узнаваемый потолок, украшенный картинами Вазари.

В последних томах арки «Тысячелетний Сокол», когда мы снова попадаем в Уиндем, можно мельком увидеть Собор Парижской Богоматери (точнее, его горгулий).

В этих же главах встречается другой собор – Нотр-Дам де Реймс (соответственно, в Реймсе).

Похоже, в данном случае автор решил вернуться к архитектуре Франции, на которую больше всего похож Мидленд. Такое сопоставление, кроме того, продолжает тему города-мира.
Напоследок скажем пару слов о Фальконии, утопическом городе-государстве Гриффита.
К сожалению, о ней пока сложно рассуждать подробно, поскольку в манге город показан всего раз. Можно различить оставшуюся от старого Уиндема Площадь Святого Петра в центре, нечто, напоминающее Колизей, справа и здание, похожее на Парфенон, слева. В целом, легко заметить: в архитектуре Фальконии явный упор сделан на античность, а кроме того, ощущается веяние проекта застройки Берлина как столицы мира.
Гипотетически, это государство может оказаться возрожденной древней столицей Гейзериха.
Масштаб материала, обработанного Миурой в процессе создания антуража манги, поистине поражает, и тема эта кажется настолько благодатной, что мы можем только надеяться, что в нашей статье раскрыли ее хотя бы бегло.