Мифология и символика мира «Берсерка» — впечатляющая компиляция всевозможных мировых религий, каббалистики, магических обрядов разнообразных культур, мотивов, позаимствованных из фильмов и книг, а также оригинальных наработок Миуры. Несмотря на то, что многое автор брал "по верхам", ему удалось создать относительно стройную картину мира, пусть и далеко не до конца раскрытую.

В первой части манги всё сверхъестественное так или иначе связано с людьми. Местные демоны, так называемые Апостолы, и их лидеры, Рука Бога, – это тоже люди, получившие могущество в обмен на жертву, в то время как роль мелкой нечисти исполняют неупокоенные души. Даже местное темное подобие божества, Идея Зла, порождено человеческими страстями.

Во второй части (примерно с 24-го тома) становится известно о существовании прочих сверхсил, вроде Ангелов Сторон Света или многочисленных тварей из низшей мифологии разных народов. Появление кушан предоставило мангаке возможность ввести некоторые элементы индуистской мифологии. Наконец, после "слияния миров" мангу окончательно наводнили мифические создания, многие из которых пока показаны мельком. Чего ожидать дальше — одному Миуре известно.

Тёмная сторона магии: знак и ключ

Клеймо жертвы Берсерк

Самый первый магический символ, с которым мы встречаемся, — это Клеймо жертвы, ранее фигурировавшее в «Прототипе». Это особый знак, которым отмечаются люди, принесенные в жертву будущими Апостолами. Клейменые обречены: их пожирают созванные Апостолы или утаскивают души проклятых. Даже если удается сбежать (как это произошло с Гатсом и Каской, главными героями манги), до конца жизни несчастные вынуждены пребывать в Промежутке между Материальным и Астральным мирами как приманка для Апостолов, всякой нечисти и призраков. А после смерти клейменые неизбежно попадают в своеобразный аналог Ада. Вдобавок ко всему, метка кровоточит при приближении к астральным существам, и чем сильнее существо, тем сильнее вызванное им страдание.

Клеймо обладает характерной формой. Приведем несколько вариантов происхождения такого начертания.
Во-первых, объединение руны Альгиз ("защита") и перевернутой руны Одал ("род") — так называемых вязаных рун. Одал иногда изображают закругленным, как и Клеймо в «Прототипе». Перевернутый Одал может также символизировать подчинение ситуации, каким-либо условиям или возврат к старому. Руна Альгиз символизирует человека. Она может означать жизнь (рогами вверх) или смерть (рогами вниз). В сумме это, конечно, наводит на мысль об обреченности клейменого, но на деле, скорее всего, — случайное совпадение.

Во-вторых, метка напоминает Древо Сефирот с обведенными сферами. Без учета двух пропущенных сфер сходство почти полное (см. рис.)

Сходство с древом Сефирот

В-третьих, змеи на жезле Бафомета (идол которого также задействован в манге). Сравните вершину-трезубец у метки и тройную свечу на голове сатанинского божества.

Сходство с жезлом и тройной свечой Бафомета

В целом, затруднительно судить о том, что именно вдохновило мангаку на подобный вид клейма. Нет никаких несомненных указаний на первоисточник.

Другим мистическим элементом, связанным с Апостолами и Рукой Бога, является бехерит.

Бехелит

Это магический камень в форме яйца, на котором хаотически расположены глаза, рот и нос. В момент наивысшего отчаяния владельца бехерит "пробуждается", приобретая вид "правильного" рыдающего лица. Пожертвовав самым дорогим (например родными), человек, призвавший Руку Бога, становится Апостолом. Известно, что можно неоднократно прибегать к помощи бехерита для исполнения желаний (история Графа). Встречаются два типа бехеритов: Обычный (зеленоватого цвета) и Багровый. Последний позволяет своему обладателю стать членом Руки Бога, но такая инициация случается лишь раз в 216 лет.

Названием артефакта, вероятней всего, послужило искаженное имя бога Баал-Берита. Некогда в Ханаане он почитался как божество — «владыка соглашений», позже его причислили к рангу демонов. Помимо этого, в книге Devils Джеймса Чарльза Уолла (англ. James Charles Wall), в списке имён демонов есть сирийское Béherit.

Также, яйцо, форму которого имеет бехерит, весьма распространено в символике. Зачастую оно означает рождение, из него в некоторых мифах появляется вселенная. Наконец, иногда оно символизирует воскрешение, возрождение (Здесь можно ознакомиться подробнее; рисунок Миуры: "вылупление" Фемто — одного из Руки Бога).

Вылупление Фемто

Религиозная символика

Религиозная символика

Официальным символом религии (исповедуемой в Мидленде и соседних государствах) в мире «Берсерка» служит птицеобразная фигура, которую спиралью обвивают две змеи, берущие начало из шара в основании. Этот знак выполняет ту же функцию, что и христианский крест (хотя то, что его носят на шее или ставят на могилы, можно увидеть только в экранизациях). Однако нельзя не отметить его внешней схожести с Идеей Зла в удалённом эпизоде. Вероятно, за основу изображения был взят кадуцей Гермеса — крылатый жезл, обвитый змеями — ключ, отворяющей врата между тьмой и светом, добром и злом, знак перехода и примирения. Ко всему прочему, кадуцей отдаленно напоминает и Клеймо жертвы. Учитывая роль этих символов в манге, не исключено, что совпадения имеют под собой почву.

Рассмотрим повторяющийся мотив в символике «Берсерка» — череп Адама.

Символизм религиозной символики

В мировом искусстве он зачастую изображается в сценах распятия Христа, на земле под крестом. В манге тоже не обошлось без подобия этого черепа. В символе местной религии его напоминает шарообразное утолщение в основании (см. третий рис слева). А в начале 127 эпизода 17-го тома мы видим распятого сокола, причем голову Адама заменяет бехерит. Наконец, в 158 эпизоде 20-го тома, когда Лука попадает в логово Апостола-бехерита, последний создает свое жуткое воплощение соколиного символа, где основание занимает сам Апостол (см. рис. ниже).

Жуткое воплощения соколиного символа Апостола-бехелита

Сатанинский культ

Помимо официальной религии, в Мидленде процветает и язычество. Приверженцы культа поклоняются божеству (в отличие от тех же Апостолов, оно лишь плод их фантазии), которого называют "Великим Козлом".

Великий Козёл, божество еритиков Мидланда

В первый раз он возникает в воспоминаниях Терезии (Эпизод «Ангелы-хранители возжеланий (3)» 2 тома, см. второй рис. слева). В эпизоде «Ангелы-хранители возжеланий (5)» 3 тома его статуя предстает во всей красе (см. третий рис. слева). В арке «Приговор» (глава «Церемония рождения») мы снова сталкиваемся с этим "богом", однако на этот раз вместо идола на оргиях его роль исполняет человек с козлиной головой.

Человек с козлиной головой
Лжеапостол
(впоследствии ставший Псевдоапостолом).
Речь о Бафомете, якобы языческом божестве, почитаемом тамплиерами. Существует версия, что Бафомет — искажение имени "Магомет" (европейцы не знали, кто он, и, возможно, полагали, что это бог неверных). Классический облик Бафомету придумал французский оккультист XIX века Элифас Леви. Божество выглядит как помесь мужчины и женщины, человека и козла. Миура передал его довольно точно, однако в манге отсутствует похожий на кадуцей жезл, наличествующий в классическом изображении. Вместо жезла пара змей обвивает эрегированный член Бафомета.

Как и в реальности, сексуальная оргия в «Берсерке» воспринимается как неотъемлемая часть сатанинской «чёрной мессы» — отправления религиозного обряда во славу темного божества, во время которого происходит глумление над святынями "официальной" религии. Однако в манге сексуальная составляющая выходит на передний план, в оргии приверженцев культа Великого Козла не акцентированы кровавые ритуалы (правда, позже Миура исправил это упущение, и в вареве, которое предлагают отведать неофиту, мы видим человеческие останки). Зато массовое совокупление приобретает неконтролируемый характер. Учитывая то, что подробно такое "мероприятие" Миура показывает на фоне войны и зверств, творящихся в Альбионе религиозными фанатиками, эротическая необузданность участников культа Козла выглядит как своего рода витаистический протест против жестокой повседневности.

Магия, Алхимия и Каббала

Ведьмы (или волшебницы) в «Берсерке» получают магическую силу - од от духов природы. Каждый человек в идеале способен улавливать од — жизненную энергию, излучаемую субстанциями. Но овладение одом требует определенных знаний, представляющих собой причудливый синтез алхимии и каббалистики.

Знаки

Алхимия. Ширке использует элементалей, которых она вызывает для сотворения заклинаний. По всей видимости, духи стихий заимствованы из трудов Парацельса (так называемый "алхимический квартет"). Всего их четыре: ветер ― сильфы; огонь — саламандры; вода — ундины; земля — гномы (согласно Парацельсу, у Миуры этот момент пропущен).

В отличие от элементалей в алхимии, в манге это крошечные существа, не наделенные разумом. Помимо Ширке, элементалей используют и другие герои: Серпико получил в дар магическую мантию и меч сильфов, Исидро – огненный кинжал саламандр, Гатсу предлагали топор гномов (ими же выкован заколдованный доспех берсерка). Духов воды призывают чудовища-кэльпи, к их помощи прибегает кушанский маг Даиба в ходе морского боя, возможно, они также подчиняются мерроу. Символы стихий встречаются на магических артефактах и созданиях.

Во время битвы с троллями в деревне Енох Ширке призывает Ангелов Сторон Света. Это Ангелы Четырёх Ветров. О них, например, говорится в Откровении Иоанна Богослова (7:1) И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Но совмещение их с элементами происходит в «Оккультной философии» (лат. De Occulta Philosophia Libri III, также переводится как «Три книги сокрытой философии») оккультиста Корнелиуса Агриппы (нем. Cornelius Agrippa). Так

Загадочное заклинание, а точнее чуточку изменённая Миурой молитва (Вместо Ве-Гепура, должно быть Ве-Гебура), произносимая Ширке во время призыва — Ате Малкут Ве-Гепура Ве-Гедура ле-Олам (アテー マルクト ヴェゲプラー ヴェゲドゥラー レ オラーム), — вопреки распространённому заблуждению, не имена богов, а каббалистический крест, ритуал предваряющий и завершающий магические церемонии, в переводе с древнееврейского Твое есть Царство, и Сила, и Слава, во веки веков, да будет так.

И так открывающиеся магические горизонты, а также наличие духов и прочих созданий из астрального мира значительно меняют привычную картину мироустройства.

Клипот

Каббала. Из иудейской эзотерики был заимствован и Клипот (ивр. קליפות‎, скорлупы или оболочки) —

В манге Клипот играет иную роль: это потусторонний мир, место обитания демонов. Кроме того, в Клипоте водятся тролли и огры, с которыми вынуждены сражаться герои. По словам Слэн: Это утроба тьмы. Близь преисподней, где отвратные души обретают эфирное тело.

Говоря о Слэн, следует обратить внимание на Нахему, повелительницу одного из миров Клипота — ангела проституции, демоницу-соблазнительницу, схожую с Лилит. Ее изображали в виде обнажённой огненной женщины, иногда — женщины с крыльями. Лилит — еще одна, более известная правительница миров Клипота, которую напоминает Слэн. Она, как правило, считается матерью демонов. Слэн также называет мир Клипота воплощением своего чрева, а его обитателей — своими детьми.

Звёзды-защитницы. На страницах манги встречается множество пентаграмм и гескаграмм.

Пятиконечная звезда (пентаграмма) в первую очередь выполняла защитную функцию, и судя по всему, сохранила свое назначение и в манге. Вполне вероятно, ведьма Флора неспроста украшала этими символами свой дом. В то же время, будучи перевернутой, пентаграмма превращается в «Печать Бафомета». Впрочем, в манге положение пятиконечной звезды не менялось даже в связи с культом Козла.

Пятиконечная звезда (пентаграмма) в Берсерке

«Звезда Давида» (шестиконечная) фигурирует реже. Известно, что она может означать гармонию двух миров, а также мужского и женского начала, но в манге обе звезды почти всегда встречаются вместе, так что, скорее всего, выполняют схожие функции (к примеру, усиливают друг друга).

Звезда Давида Берсерк

В артбуке Berserk War Сry: Postcard Book обнаружился загадочный рисунок. Можно разглядеть, что в основе схемы лежит звезда Давида, по углам которой расположены различные герои и символы манги: шлем Фемто, Дитя-Демон, Идея Зла, Герб Соколов, Рыцарь-Череп, Войд. На некоторых лучах звезды и в промежутках между ними видны знаки зодиака. На двух оставшихся лучах можно разглядеть символы Юпитера и Сатурна. Наконец, вершину треугольника, в который вписано Клеймо жертвы, венчает рука с глазом. Это Хамса (не путать с рыбой), древний амулет-оберег. Примечательно что, одно из его названий — Рука Бога.

Древний амулет-оберег Хамса Берсерк

Кушаны наступают!

Кушаны — могущественная восточная империя, напоминающая Индию эпохи Великих Моголов. Также кушанская культура вобрала в себя элементы индийской мифологии.

В 270 эпизоде 31-го тома во время нападения на Вританнис маг Даиба заявляет Гатсу: "У тебя прана Дурги" (прана — дыхание, в данном случае божественное, Дурга — богиня-воительница, воплощение ярости). А в 272 эпизоде того же тома называет Гатса и Серпико кшатриями (воинами, проще говоря) Дурги и Ваю (Ваю — бог ветра). Такое сравнение описывает героев в бою: Гатс – яростный воин-берсерк, Серпико — мастер элементалей воздуха, быстрый, как ветер.

Когда позднее Даиба видит переродившегося демона, императора Ганишку, он восклицает: "Это сам Шива-разрушитель!"

Кроме того, при первом появлении Апостола-великана Грумбельда испуганные кушаны восклицают «Нага» (из-за этого многие читатели сперва подумали что Нага – имя Апостола). Наги — полулюди-полузмеи в индуизме и буддизме. Возможно кушаны прежде встречались с ним и видели его драконью апостольскую форму. Нага (नाग) в переводе с санскрита - змей, а слово дракон происходит от др. гр. δράκων - змей, также латинского draconem - огромный змей.

Одними из магических солдат армии кушан являются дака.

Тапаса Берсерк

Тапаса ("аскеза") — одна из дисциплин йоги. Происходит от корня "жар", "нагрев". В данном случае подразумевает духовное пламя, сжигающее все темное, а также накал внутренней энергии. В «Берсерке» это четыре могучих бойца Бакираки, личные телохранители Силата. Тапаса, по всей видимости, были срисованы с Конго рикиси, или стражей Агё и Унгё. Стражи врат – эманации Бодхисаттвы Ваджрапани, олицетворяют Альфу и Омегу, Начало и Конец, Рождение и Смерть. Агё и Унгё (защитники, "Доброжелательные Цари") охраняют ворота храма в большинстве японских буддистских святынь, по обеим сторонам от входа. Агё всегда изображается с открытым ртом (символизирует ярость) и стоит справа от ворот, Унгё — с закрытым ртом (внутренний гнев) и стоит слева.

На лбах у тапаса видны тилака - священные знаки, которые наносят себе последователи индуизма. Трое из тапас, видимо, являются шиваитами: трезубец-тришула - оружие Шивы, луна - один из его глаз, и знак трипундра, символизирующий три облика бога. Четвертый из тапаса носит знак вайшнавов - две вертикальные линии, символизирующих стопу Вишну.

Ганишка. Рождение нового мира. Противостояние Абсолюта-Гриффита и Грозного Императора Ганишки заканчивается сокрушительным поражением последнего. Гибель Апостола Ганишки приводит к слиянию Материального и Астрального миров, в результате чего мир смертных теряет свой привычный облик: земли людей заполоняют мифические и сказочные существа. Возможно, эта миграция — лишь одно из череды последствий. Смерть кушанского императора напоминает довольно распространенный мифологический сюжет о появлении мира из плоти мертвого чудовища-великана. В шумеро-вавилонской мифологии это Тиамат, в германо-скандинавской – Имир, у китайцев – Паньгу, у индусов – Пуруша, у ацтеков – Сипактли или Тлальтекутли.

Примечательно, что индийский Пуруша описывается как тысячерукий и тысячеголовый великан. После перерождения его отдаленно напоминает Ганишка.

Пуруша напоминает Ганишку

Пришельцы из Скандинавии

В манге мало заимствований из скандинавской мифологии, да и то их идентификация носит скорее гипотетический характер. Безусловно только то, что само название – это отсылка к безумным воинам-берсеркам, правду и вымысел о которых сейчас трудно различить.

"Мифологическая сторона" манги отличается путаностью и эклектичностью, отсюда ряд неясностей, кое-где превращающийся в густую пелену тумана. Миура зачастую поверхностно одалживает отдельные элементы, не вдаваясь в суть (как в случае с местной религией — "католичеством" без Христа). Тем не менее из этого вороха цитат из каббалистики, алхимии, демонологии и прочего автор создает оригинальный, самобытный мир, существующий по своей внутренней логике, пусть местами не совсем прозрачной.