Вот уже 25 лет выходит манга «Берсерк», и за это время из не вполне внятной задумки — история про здоровенного парня с большим мечом
— она превратилась в целую эпическую сагу. Черпая вдохновение из своих любимых фильмов и книг, иногда опираясь на реальные исторические события, используя черты характеров и эпизоды из биографий реально существовавших людей, "цитируя" картины известных художников, Миура смешал адский коктейль, которым читатели упиваются вот уже четверть века.
Огромное количество материала, использованного и переосмысленного мангакой, вызывает восхищение. При этом автору удалось найти золотую середину: не ограничиться набором "пасхалок", но и не превратить мангу в лоскутное одеяло из цитат отовсюду. Тему аллюзий в «Берсерка» мы как можно полнее постарались осветить в предыдущих наших аналитических работах. В этой же небольшой статье расскажем о фактах заимствований, которые не составляют стройной системы, но могут быть интересны и фанатам, и тем, кто только собирается прочесть мангу.
Ширке
Schierke (Ширке), община в Саксония-Анхальт, Германия. Название произошло от немецкого schier, в Гарце обозначающее чистый, нетронутый лес. Само schier в нижненемецком означает чистый (в прямом и переносном значении слова).

Фемто – Апостол Руки Бога
Став Апостолом Руки Бога, Гриффит получает новое имя — Фемто. На шведском и датском есть созвучное femte, означающее "пятый". Похоже это звучит и на прагерманском: *femftô или *fimftô. Как видим, имя выбрано Миурой не случайно, оно символично отображает "порядковый номер" нового Апостола — пятого пальца Руки Бога.

Силат – принц Бакираки
Силат – обобщающее название для боевых искусств Малайского архипелага и полуострова Малакка в Юго-Восточной Азии. Считается, что слово "силат" происходит от минанкабоусского слова "силек", обозначающего один из элементов народного танца рандей. Таким образом, силат – это единоборство и танец под аккомпанемент народных инструментов. Вполне подходящее имя для принца клана наёмных убийц — убивающих легко, будто в танце.

Палач Мозгуса – Чумной доктор
Главный палач Мозгуса носит необычное одеяние с капюшоном — "птичьей головой". Это так называемый костюм "доктора-чумы", который носили врачи во время эпидемий. Довольно необычно видеть палача в такой одежде, хотя, разумеется, так и напрашивается параллель между чумой и ересью — духовным недугом, который, по мнению Мозгуса, поразил Альбион и который можно врачевать только пытками и казнями.

Кстати, болезнь, которой страдал Чумной доктор, судя по описанию, похожа на порфирию – почечную патологию, делающую человека крайне уязвимым к солнечным лучам. Предположительно, именно больные порфирией послужили прототипом вампиров, и естественно, что людей, покрывающихся язвами от солнца, считали проклятыми. Такой штрих, использованный Миурой при создании образа Чумного доктора, добавляет его истории (как и истории палачей Мозгуса вообще) жутковатой "средневековой" реалистичности.
Бутылка Клейна – защита Войда
Когда Рыцарь-Череп атакует Войда, тот искажает пространство, возвращая меч обратно к владельцу. Вероятно, щит этот – так называемая бутылка Клейна, в математике – поверхность, у которой нет ни внешней, ни внутренней стороны, невозможная в трехмерном пространстве. Впервые была описана в 1882-м году немецким математиком Ф. Клейном, тесно связана с концепцией ленты Мёбиуса.

Барон Генон
В серии игр The Legend of Zelda главного антагониста звали Генон, как барона-педофила из «Берсерка». Внешне он был похож на антропоморфного хряка.
В интервью, опубликованном в артбуке Berserk Visual & Story File, Миура упоминал: До этого я играл в The Legend of Zelda на Nintendo-64
. Учитывая что, помимо одинаковых имен, оба персонажа отличаются малопривлекательной внешностью, совпадение вполне может оказаться не совпадением, а аллюзией.
Итак, в этой статье мы постарались собрать информацию о тех любопытных мелочах, которые не привлекают внимания на первый взгляд, но при более глубоком анализе тянут за собой целый пласт мировой науки и культуры — современной и классической, массовой и элитарной. Надеемся, что собранные факты пробудили интерес не только у команды, но и у читателей — и как знать, может быть, именно со случайного чтения этой статьи начнется чье-нибудь увлечение некоторым аспектами мифологии, физики или истории. У нас оно началось с «Берсерка»!