Реальные прообразы в «Берсерке» есть и у людей, и у событий – начиная с Влада Цепеша из «Прототипа». Так, императора, в манге сумевшего объединить земли континента и загадочно пропавшего 1000 лет назад, звали Гейзерих, как знаменитого короля вандалов, разграбившего Рим. У Кушанского царства и его императора тоже есть реальные прообразы, Миура даже не стал менять название первого и имя второго. Есть заимствования и не столь явные: к примеру, битва за Долдрей напоминает одно древнее сражение из истории Китая. Однако некоторые аналогии здесь носят гипотетический характер, о чем будет упомянуто отдельно.
Пьер Герлофс Дониа как один из возможных прототипов Гатса
Пьер Герлофс Дониа ("Большой Пьер") – фризийский пират и борец за независимость. Дониа родился в 1480-м году в Нидерландах, в городе Кимсверд, в богатой семье. Повзрослев, он купил собственный дом и женился, в браке у него родились сын и дочь. Казалось, в жизни Пьера все идет чудесно, но в январе 1515-го года его деревня подверглась нападению «Черной Банды» – отряда германских наемников, воевавших на стороне кайзера Карла V. Они разграбили поселение, изнасиловали и убили жену Донии и сожгли его дом.
"Огромный, темнокожий, широкоплечий, с длинной бородой и врожденным чувством юмора, Пьер под натиском обстоятельств был вынужден стать пиратом и борцом за свободу", – так описал личность легендарного Дониа историк и литературный критик Конрад Хуэт.
Собрав собственную банду из недовольных крестьян, получившую имя "Arumer Zwarte Hoop" ("Черная Банда Арума"), Пьер взялся за оружие, решив во что бы то ни стало отомстить за свою семью и разрушенную жизнь. На протяжении первых месяцев вместе с другими пиратами он занимался захватом небольших торговых и военных кораблей и привлечением их на свою сторону. Когда же флот был укомплектован, Дониа решился дать бой ненавистным голландцам, которые не смогли защитить его родных. Всего за несколько часов пираты во главе с Пьером захватили 28 кораблей, несмотря на то, что их флот во много раз уступал по силе голландскому.
Скоро, однако, священна месть за погибших близких превратилась в организованный грабеж и массовые убийства, а Пьер настолько обуяла гордыня, что он назвался "Королем Фризии".
В 1519-м году, не получив поддержки от герцога Гельдерна, с которым заключил договор в начале восстания, и уже будучи больным, Дониа незаметно отошел от пиратства и вернулся на ферму, а через год умер в городе Сник. После ухода лидера его место занял Виерд Йелкама, один из его лейтенантов, но без Дониа восстание вскоре было подавлено.
С Пьером Дониа связано много легенд, повествующих о его невероятной силе; есть в них и толика правды: доподлинно известно, что рост пирата превышал два метра, а телосложения он был очень крупного. Дония мог поднять над головой лошадь или пахать землю, впрягшись в плуг. Любимый меч Дониа хранится в музее в его родном городе; длина этого оружия – 2 метра 15 сантиметром, а вес – 6,6 килограммов (изначально оно было парадным и не предназначенным для боев из-за своих размеров). Поговаривают, что во время сражений Пьер никогда не выбирал одного противника, а, обезумев, размахивал этим мечом, и каждый взмах стоил жизни сразу нескольким врагам. Один из подвигов Дониа – когда он в одиночку прикончил пятерых наемников, порубив их лезвием от плуга. Даже спустя несколько веков после смерти пирата на Родине о нем не забыли.
Несложно заметить, что Пьер Дониа во многом напоминает Гатса. Среди схожих черт — огромный рост и сила, громадные размеры меча, берсерковская ярость в бою, желание отомстить врагам за убитых близких (в манге — боевых товарищей). Факт реального существования такого могучего народного мстителя, как Дониа, позволяет посмотреть на Гатса под другим углом зрения, в частности по-новому оценить правдоподобность его боевых навыков и неутихающей ненависти к обидчикам.

Джон Хоквуд – один из возможных прототипов Гриффита
Джон Хоквуд (John Hawkwood, с английского "hawk" переводится как "ястреб"), на итальянский манер Джованни Акуто (ок. 1320 – 1323, Эссекс – 1394, Флоренция), – итальянский кондотьер английского происхождения. Некогда портной из Лондона завербовался на военную службу к английскому королю Эдуарду III, принимал участие в Столетней войне и получил рыцарский титул. В 1360-м возглавил знаменитый отряд наёмников "Белая рота".
Под командованием Хоквуда отряд завоевал хорошую репутацию, а сам командир стал известен как военачальник. Он получил прозвище l’acuto, "крутой", которое впоследствии стало его именем – Giovanni Acuto. Военные действия Хоквуд вел с переменным успехом, однако умело использовал политические противоречия и фракционную борьбу в Италии к своей выгоде.
За долгую жизнь Хоквуд успел повоевать практически за все враждующие стороны в Италии, а в 1378-м вышел в отставку. Благодарный город заказал для Хоквуда пышное надгробие и фреску во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре.
Сохранилась историческая легенда, согласно которой однажды на приветствие монаха "Мир тебе" кондотьер ответил: "Я живу войной, мир погубит меня".
Помимо участия в Столетней войне и славы одного из лучших командиров наемников, стоит отметить еще пару фактов: под командованием Хоквуда отряд стал называться "Compagnia Bianca del Falco", т.е. "Отряд Белого Сокола". Кроме того, Хоквуд был одним из героев фильма «Плоть и Кровь», также вдохновившего Миуру, так что не исключено, что благодаря влиянию этой ленты мангака проникся образом реально существовавшего предводителя наемников и приписал некоторые его черты одному из главных героев собственного произведения.

Минамото Ёсицунэ и Бэнкей
Еще одним возможным прототипом при создании образов героев могли стать легендарные герои Японии времен войны Гемпей (Минамото против Тайра), князь Минамото Ёсицунэ и его слуга, монах-воин Бэнкей.
До встречи с Ёсицунэ Бэнкей занимался разбоем. На мосту Годзё в Киото он вызывал на бой каждого самурая и побеждал, забирая его меч. Так он собрал 999 мечей, но тысячный противник, которым оказался Ёсицунэ, победил его (с помощью флейты и веера). После этого Бэнкей стал верным слугой князя, выполнял любые его поручения и не раз спасал из беды.
Благодаря полководческому таланту Ёсицунэ клан Минамото одержал победу в войне, но из-за интриг своего старшего брата он вынужден был отправиться в изгнание и в конце концов погиб, совершив сеппуку, в то время как Бэнкей до последнего сражался с врагами, выигрывая господину время. Даже после гибели монаха его труп продолжал стоять, так что враги опасались подходить к нему.
Примечательно также, что Ёсицунэ обычно описывался как хрупкий молодой человек, похожий на девушку, тогда как Бэнкей - великан, наделенный чудовищной силой. Здесь можно увидеть параллели как с Гатсом и Гриффитом, так и отчасти с Азаном ("рыцарь моста").
Готфрид фон Берлихинген
Я слышал о рыцаре, который оказывал поддержку крестьянскому восстанию в Германии. Его звали Гётц (Goetz). Кроме того, вместо руки у него был стальной протез. Когда я узнал о его существовании, мне это показалось странным совпадением. Я не знаю, был ли вмонтирован арбалет в его протез или нет. Это просто поразительно, учитывая, что к тому моменту я уже начал писать «Берсерк». Создавая образ Гатса, я и не подозревал, что в ту эпоху мог существовать человек, очень похожий на него.
Кентаро Миура. Из интервью на DVD аниме «Берсерк»
Наверное, каждый поклонник «Берсерка» знает про Гётца фон Берлихигена, а некоторые до сих пор думают, что Миура срисовал Гатса именно с него.

Хотя это поразительное совпадение широко известно, считаем своим долгом пролить на него свет для тех, кто все еще не в курсе. Итак, Готфрид (Гётц) фон Берлихинген (1480 — 1562) – швабский рыцарь той поры, когда само рыцарство клонилось к упадку. Во время осады города Ландсгута в 1500-м году потерял правую руку, которую впоследствии заменил железным протезом. В 1519-м принимал участие в войне против Швабского союза, но после пленения и уплаты выкупа вынужден был прекратить борьбу. В 1525-м году принял участие в Крестьянской войне (хотя и без особой охоты), возглавлял так называемый Светлый отряд. Несмотря на неудачный ход войны, отряд поначалу избегал поражений, однако после проигранного сражения фон Берлихиген оставил своих бойцов. В результате лишившиеся предводителя солдаты были легко уничтожены.
После окончания войны Гётц фон Берлихиген был посажен в тюрьму, а спустя два года, после уплаты огромного штрафа, приговорен к пожизненному домашнему аресту в своем родовом поместье. Спустя 11 лет, когда распался Швабский союз, Гётца помиловали, а в 1541-м году он примкнул к Карлу V в борьбе сперва с султаном Сулейманом, а затем с королем Франциском I. По заключению мира удалился в свой замок, где и провел последние годы.
Прославился этот воин благодаря пьесе Гёте "Гётц фон Берлихинген" (где его образ сильно приукрашен), а также своей железной руке, которой приписывали колдовскую силу.
Влад Цепеш
Я подумывал над созданием произведения, основанного на легенде о Дракуле. Я имею ввиду Влада Цепеша, истинного Дракулу.
Кентаро Миура. Из интервью на DVD аниме «Берсерк»

Влад III Басараб, также известный как Влад Цепеш (Влад Коловник, Влад Колосажатель, Влад Пронзитель и Влад Дракула), – слишком популярная в мировом искусстве фигура, чтобы представлять его специально. Однако напомним, что Влад Дракула (1431 – 1476), господарь Валахии в 1448-м, 1456 – 1462 и 1476-м, прозвище "Цепеш" ("Колосажатель", от рум.ţeapă [ця́пэ] ― "кол") получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал, собственно, на кол.
Короткое правление Цепеша ознаменовалось укреплением власти правителя и борьбой с Османской империей, вторжение армии которой было успешно отбито. Понимая, однако, что силы Валахии на исходе, Цепеш запросил помощи у короля Венгрии, но был предан им и посажен в тюрьму, где и провел 15 лет. В конце концов он был выпущен на свободу, снова взял власть в свои руки и продолжил борьбу с турками, но вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах.
Видимо, молодой Миура решил, что человек такой образцовой безжалостности идеально подходит в качестве прообраза главного антагониста будущей манги. В "Прототипе" Владом Цепешем зовут князя — демона-Апостола.
Он также любит сажать подданных на колья и, видимо, не брезгует людоедством.
Кроме того, Цепеш также послужил прототипом для графа Бальзака из игры «Sword of the Berserk: Guts' Rage», сценарий к которой тоже писал Миура.
...В то же время, основой для создания образа графа стал Влад Цепеш, граф Дракула.
Кентаро Миура, из артбука «Visual&Story Files» посвящено выходу компьютерной игры «Берсерк»
Гейзерих
Гейзерих (Гензерих) в реальности – король вандалов, правивший в 428 – 477 годах, создатель государства вандалов и аланов в северной Африке. В его правление, в 455-м году, вандалами был разграблен Рим.
Гейзерих в манге — завоеватель, который за 1000 лет до происходящих событий покорил все страны и народы, создав собственную империю. При загадочных обстоятельствах столица его государства была уничтожена, а сам он исчез. Как видим, имя выдуманного императора заимствовано из истории неслучайно.
Реальный Гейзерих был незаконным сыном вождя Годигизелуса, который руководил вторжением вандалов в Галлию. Получив власть, в мае 428-го года Гейзерих переправил свой народ в Африку. Вероятно, его завлек туда губернатор Африки Бонифаций, который хотел использовать военную силу вандалов в борьбе за власть над Империей. Под предводительством Гейзериха, двинувшегося от Гибралтара на восток, была завоевана большая часть Римской Африки. В 435-м году был заключен мирный договор, по которому вандалы признавались федератами – союзниками Рима.
В 439-м Гейзерих завладел Карфагеном и сделал этот город своей столицей, что являлось открытым вызовом военному могуществу Рима. Вскоре флот Гейзериха взял по контроль большую часть западного Средиземноморья. Наконец, в июне 455-го года, воспользовавшись смертью императора Валентиниана III, вандалы захватили Рим. Город не был защищен, войско Гейзериха вступило в него, не встретив сопротивления, и в течение 14 дней упоенно грабило.
Войско Гейзериха опустошило Грецию и Далмацию и угрожало Константинополю, столице Восточной Римской империи. Гейзерих одержал две решительные победы над римскими войсками в 460-м и 468-м. В 476-м году император Востока Зенон был вынужден заключить с ним бесславный мир.
Скудность информации о мангашном Гейзерихе не позволяет строить по-настоящему обоснованные предположения насчет его связи с реально существовавшим. Общим для обоих завоевателей является несомненный успех в военных кампаниях, при этом выдуманный Гейзерих создал собственную империю, а реальный еще и "добил" чужую. Однако ни один, ни другой не смогли удержать свою власть навечно: настоящему Гейзериху наследовал его сын Гунерих, при котором африканская империя вандалов начала распадаться.

Пьер Террайль де Баярд как прототип обобщенного образа идеального рыцаря

Пьер Террайль, сеньор де Баярд (ок. 1473 – 30 апреля 1524, Италия) – французский рыцарь, известный как "Рыцарь без страха и упрека".
Этот неординарный человек происходил из рода, в котором почти каждый глава семьи на протяжении двухсот лет погибал в битве. В юности своими подвигами Баярд завоевал расположение французского короля Карла VІІІ и был посвящен в рыцари на поле битвы при Форново ди Таро, в Италии (1495). Всю жизнь считался образцово благородным и доблестным рыцарем – с тех пор, как в 1503-м в одиночку оборонял мост через реку Гарильяно против отряда в 200 человек. После этого события слава Баярда разнеслась по всей Европе, а папа Юлий ІІ долгие годы безуспешно пытался заманить его к себе на службу.
Доблесть Баярда была невероятна. Однажды, когда в ходе итальянской войны было заключено перемирие, несколько испанских рыцарей, сражавшихся на стороне Италии, обратились к Баярду с предложением провести как бы частное сражение. Баярд согласился и нашел себе соратников среди французов. Были оговорены условия боя: рыцари (по 13 с каждой стороны), оказавшись спешены, выбывают из борьбы, а сама битва длится до захода солнца. Дав клятву, противники начали бой, однако оказалось, что испанцы заранее договорились о коварной уловке. Они направили свои копья на коней французов (что запрещалось законом рыцарской чести) и при первом же столкновении убили большинство коней противников. Теперь только Баярд и один из его друзей могли продолжать сражение против целого отряда неприятеля. Четыре часа длилась неравная борьба, и отважные французские рыцари сумели продержаться до захода солнца, когда бой был остановлен.
Каждый новый подвиг Баярда укреплял его репутацию идеального рыцаря, человека чести. Слава его стала так велика, что французский король Франциск І, вступив на трон, просил Баярда, как о великой чести, посвятить его, короля, в рыцари и назначил Пьера правителем провинции Дофинэ. Во время войны между Франциском І и императором Карлом V Баярд с отрядом в 1000 человек шесть недель защищал крепость Мезьер против 35-тысячной армии. Упорное сопротивление Мезьера спасло центральную Францию от вражеского вторжения и дало королю время собрать войско.
Баярд дважды оказывался в плену, но оба раза его отпускали без выкупа в знак признания воинских достоинств "последнего рыцаря Европы". Его девизом было: "Делай, что следует, и будь что будет".
"Рыцарь без страха и упрека" погиб на итальянской земле в 1524-м году, когда бездарный королевский главнокомандующий адмирал Бонивет потерпел поражение и стал отступать к Альпам. Баярд командовал арьергардом, прикрывая отход французов. Когда адмирал получил смертельную рану, он передал командование Баярду, умоляя его спасти армию. Во время боя один из испанских солдат выстрелил рыцарю из мушкета в спину. Умирая, Баярд попросил своих подчиненных положить его под деревом лицом к врагам: "Я всегда смотрел им в лицо и, умирая, не желаю показывать спину!.."
Его тело оказалось в руках противника, но в память об отважном рыцаре обе армии заключили перемирие, чтобы достойно похоронить его.
Баярда в манге напоминают как рыцарь Святых Железных Цепей Азан (идеальный рыцарь, безукоризненно следующий кодексу честь, как и Баярд, в одиночку сумевший удержать мост), так и Гатс (самолично уничтоживший отряд из ста человек, никогда не бегущий от врага).
Фарнезе

Фарнеза де Вандимон — одна из героинь манги, сперва женщина-командир Рыцарей Железных Цепей (армия Церкви для борьбы с еретиками), позже — одна из спутниц Гатса. Ее семья является одной из самых богатых и могущественных в мире «Берсерка». В качестве имени для героини Миура взял фамилию реально существовавшей династии итальянских герцогов.
Итак, Фарнезе – знатный итальянский род (известен c XII в.), к которому принадлежали герцоги Пармы и Пьяченцы. Наиболее известные представители: Алессандро Фарнезе (1468 – 1529), папа Римский под именем Павел III; Джулия Фарнезе (1474 – 1524), любовница папы Римского Александра VI и жена графа Орсини (её любовные связи способствовали возвышению рода); Пьер Луиджи Фарнезе (1503 – 1547), сын папы Павла III, выделившего ему в 1545-м из территории Папской области герцогство Пармы и Пьяченцы; Александр Фарнезе (1545 – 1592), герцог с 1586-го, был с 1578-го наместником испанского короля в Нидерландах. Последним герцогом рода Фарнезе был Антонио (1679 – 1731), правивший с 1727-го. После его смерти герцогство перешло к испанским Бурбонам.
Как и Фарнезе, мангашные Вандимоны, – богатое и могущественное семейство, находящееся в тесной связи с церковью (в «Берсерке» мельком упомянут один из старших братьев Фарнезы, кардинал и кандидат в Понтифики, сама девушка считает себя исполнителем воли Божьей, сжигая еретиков). Видимо, опора на исторические факты обеспечила Миуре дополнительное вдохновение в работе над образами членов семьи Вандимон: так, Фарнеза, посвятившая свою жизнь служению Богу, испытывает тягу к плотским грехам самого извращенного толка, ее отец, почтенный глава рода, прижил бастарда от служанки, а сводный брат Серпико, невзирая на кровное родство, вожделеет к самой Фарнезе – в то время как реальные "тезки" девушки, принимая церковный сан, предполагающий соблюдение целибата, отнюдь не чурались блуда.
Столетняя война и Тюдор
В начале манги между вымышленными государствами Мидланд и Тюдор идет война, продолжающаяся уже 100 лет. Нетрудно провести аналогии с реальной Столетней войной между Францией и Англией (в роли Франции выступает Мидланд, в роли Англии — Тюдор). В этой связи показательно, что свое название страна-противник Мидланда получила от королевской династии Тюдоров, правившей Англией в 1485 – 1604 гг.
В таком контексте сама собой напрашивается параллель между Гриффитом и Жанной д'Арк: оба они появились буквально из ниоткуда в тяжелейший для страны период, оба смогли в одночасье переломить ход, казалось бы, безнадежной войны – и обоих ждал трагический и бесславный финал.
Привлекает внимание также совпадение в именах: выдуманная мидландская принцесса Шарлотта – и реальный дофин (позже король Франции) Карл (Шарль) VII.
Как и Шарлотта, дофин Шарль оказался единственным выжившим ребенком правящего монарха, как и Шарлотта, став наследником престола, вынужден был бежать из столицы.
Вероятно, обращение к истории осталось от первоначального замысла Миуры разместить действие в декорациях "Европы времен Жанны д'Арк". Однако глобальный контекст, просматривающийся за событиями манги, добавляет им своеобразного "реального" трагизма: настоящие сражения времен Столетней войны вряд ли были менее жестокими и кровавыми, чем придуманные Миурой, и при мысли об этом батальные сцены в «Берсерке» подчас воспринимаются совершенно по-иному.
Ганишка (Канишка) и Кушанское царство
Кушанское царство (кит. 貴霜王朝, Гуйшуан, I – III века н. э.) – древнее восточное государство, период расцвета которого пришелся на 105 – 250 годы н. э. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, объединив в себе достижения многих народов. Сведения о Кушанской империи эпизодические, разнородные и противоречивые, однако известно, что апогея своего развития государство достигло при Канишке I, наиболее известном царе Кушана, правившем в начале II века н. э. При нем Кушанское царство превратиось в крупную империю, включающую значительную часть Средней Азии, Ферганскую долину, часть Восточного Туркестана, современные Афганистан и Пакистан, а также северную Индию. Империя Канишки процветала в военно-политическом, экономическом и духовном аспектах, будучи основным оплотом греко-буддизма. Годы правления Канишки обычно помещают в хронологические рамки от 100 до 144 н. э.
Наряду с Ашокой и Менандром Канишку принято считать одним из величайших правителей, содействовавших буддизму; также он был известен своей борьбой с Китаем, шедшей с переменным успехом: сперва император Кушана потерпел поражение и даже попал в плен, но позже сумел взять реванш и отвоевать потерянные земли.
Как и Гейзерих, настоящий Канишка имеет мало общего с мангашным тезкой, и его царство не похоже на Кушанскую империю в «Берсерке». Последняя больше всего напоминает Индию времен Великих Моголов, однако, в отличие от них, выдуманные кушанцы не знакомы с мусульманством (их религия — это индуизм и буддизм). Мангашного Ганишку можно сравнивать с правителем Моголов Аурангазебом, прославившимся как великий завоеватель, при котором империя достигла наибольшего могущества. Аурангазеб, как и Ганишка из «Берсерка», отличался крайней жестокостью (правда, только в отношении подданных-немусульман). Скорее же всего, что Ганишка — собирательный образ завоевателя с Востока, не имеющий какого-то конкретного прототипа, особенно если учесть, что элементы доспехов кушанских всадников и самого Императора Ужаса больше напоминают доспехи персидских и парфянских катафрактов, нежели индусов, моголов или, собственно, реальных кушан.

Битва за Долдрей
Тем, кто всерьез интересуется историей военного искусства, битва Гриффита за Долдрей по стратегии напоминает сражение в Цзинсине во время Чу-Ханьской войны.
Стратагема двадцать восьмая: Завести на крышу и убрать лестницу
Из китайского военного трактата «Тридцать шесть стратегам»
Процитированную выше стратагему ярко иллюстрируют события битвы в Цзисине, произошедшей во время Чу-Ханьской войны, начавшейся в период упадка царства Цинь между двумя военными лидерами — Сянь Юем и Лю Банем. На стороне последнего был талантливый полководец Хань Синь, благодаря которому он и одержал победу в войне.
В 204 г. до н.э. Хань Синь напал на вассальное княжество Сянь Юя Чжао. Чжаоский правитель Сё и полководец Чэнь Юй мобилизовали огромную армию и заняли ущелье Цзинсин, чтобы дать Хань Синю решительный бой. Чжаоский советник Ли Цзо предложил с частью сил отрезать ханьской армии путь к отступлению и лишить поставки продовольствия, но Чэнь Юй отказался от этого плана, понадеявшись на превосходство в силах и укрепленной позиции.
Хань Синь поставил свои основные силы спиной к реке, лишив их пути к отступлению, сам во главе авангарда атаковал вражеские позиции, а затем отступил к оставшимся у реки войскам. Чжаосцы, надеявшиеся захватить вражеского командира, оставили лагерь и погнались следом, вскоре столкнувшись с основными силами ханьцев. Те дрались отчаянно, поскольку у них не было пути к отступлению, а из-за тесного пространства чжаосцы не могли использовать свое превосходство в силах и через некоторое время отступили к своему лагерю для перегруппировки.
Тем временем две тысячи всадников Хань Синя, ждавшие в засаде, внезапно атаковали лагерь чжаосцев и вывесили на стенах свои стяги. Когда чжаосцы увидели на стенах лагеря знамена Лю Бана, их охватила паника, и они бросились врассыпную. В итоге армия чжаосцев была разгромлена, генерал Чень Юй погиб в этом сражении, а правитель Сё был взят в плен.
Из книги «Тридцать шесть стратагем»
То, что битва за Долдрей практически точь-в-точь воспроизводит описанное сражение, не нуждается в дополнительных комментариях. Добавим только, что Хань Синь родился в бедной семье, назывался "богом войны" и был казнен по подозрению в заговоре против государства, что еще больше роднит его с Гриффитом.

Феи из Коттингли
А потом мне попалась знаменитая история о Шерлоке Холмсе. История, в которой Конан Дойль наивно поверил в существование эльфов Коттингли... Я написал не то чтобы абсолютно идентичный, но очень похожий рассказ. Он был про эльфов... Точно не могу сказать, в каком именно томе он был. По-моему, пятнадцатый или шестнадцатый.
Кентаро Миура. Из интервью на DVD аниме «Берсерк»
Напомним, что так называемые феи из Коттингли – серия фотографий, сделанная в 1917-м и 1921-м годах двумя девочками-подростками, шестнадцатилетней Элси Райт и её двоюродной сестрой, десятилетней Фрэнсис Гриффитс. Фотографии должны были служить доказательством реальности существования "маленького народа".
В 1917-м году двоюродные сестры Элси и Фрэнсис, проживавшие в Коттингли, рассказали родителям Элси, что сфотографировали фей, резвившихся у ручья неподалеку. Девочки отреагировали на появления фей довольно спокойно, ведь знали, что они существуют. Фрэнсис, которая только что вернулась из Южной Африки, даже удивлялась, почему не встречала их там: наверное, в Африке слишком жарко.
Мистер и миссис Райт сначала не поверили девочкам, посчитав изображения вырезками из бумаги. Уж больно современные платья были на феях, да и прически по парижской моде. Но, обыскав и дом, и всю местность возле ручья, родители так и не нашли подозрительных обрезков. Несколько лет спустя миссис Райт, увлекавшаяся сверхъестественным, разнесла весть о загадочных фотографиях. Новости дошли до Конана Дойля, который уверился в подлинности снимков и впоследствии защищал девушек от нападок. В 1920-м году две фотографии фей были опубликованы в журнале «Стрэнд», где печатался Дойль, а в 1921-м Фрэнсис и Элси сделали еще три подобных фотографии. Через год Конан Дойль опубликовал книгу «Пришествие Фей», в которой утверждал, что маленький народец все же существует.
Только в 1983-м Джеффри Кроули, издатель «Британского журнала фотографии», опубликовал статью, в которой утверждал, что сумел все же загнать Элси и Фрэнсис в угол и заставить признаться в обмане. По его словам, Элси согласилась, что уже "находится в возрасте, когда нужно сказать правду". Раскрашенные и вырезанные из бумаги силуэты, по её словам, держались на шпильках для шляп. Фигурку гномика Элси вылепила из глины. "Ах, как мы с сестрой веселились, читая про перепончатые ручки фей! – вспоминала женщина. – На самом деле мы не сумели как следует их вырезать". Она наглядно показала, как длинные шпильки проходили приблизительно через середину фигурки и затем втыкались в землю или в подходящую толстую ветку. "Не будь тогда моды пришпиливать шляпы, – отметила она, – не было бы никаких фей из Коттингли". Тем не менее, Фрэнсис до конца жизни настаивала, что последняя фотография – та, на которой феи купаются в лучах солнца, – все же подлинная.
И до сих пор находятся люди, полагающие, что девочки и Дойль "будут смеяться последними".
Нетрудно догадаться, что именно эта история вдохновила Миуру на создание эпизодов о Розине — девочке-Апостоле, верившей в эльфов. Как и в случае с Элси и Фрэнсис, маленькие эльфы оказались выдумкой, скрывающей неприглядную правду, однако, по счастью, для сестер "игра в фей" закончилось далеко не так печально, как для Розины.

Несомненно, во многих художественных произведениях можно найти отсылки к реальной мировой истории — главное не это, а то, с каким мастерством и фантазией Миура интерпретирует события и образы реальных исторических персоналий, выворачивает наизнанку известные факты, находит и вплетает в канву сюжета любопытные, но малоизвестные. Так широкий исторический контекст «Берсерка» добавляет этой фэнтезийной по сути манге мрачной реалистичности и подчас ужасающей "жизненной" достоверности.