Кино — немаловажный источник вдохновения для Миуры. К сожалению, количество фильмов, о которых доподлинно известно как об источниках заимствования, невелико. О некоторых мангака упомянул в интервью, сходство с другими можно найти самостоятельно. В основном Миура заимствовал мелкие детали либо пытался воссоздать в "Берсерке" атмосферу, похожую на ту, что ощущал в любимых кинолентах.
Фильмы, упомянутые в интервью
Конан-варвар
Как я уже упоминал, многое я почерпнул из «Сказания о Гуине», а также из таких фильмов, как «Экскалибур» и «Конан-варвар». Они подсказали мне идею создания "чёрного" фэнтези.
Кэнтаро Миура. Из интервью на DVD аниме «Берсерк»
"Конан-варвар" (1982 г.) – фильм Д. Милиуса с Арнольдом Шварцнеггером в главной роли.

Фильм снят по мотивам рассказов и повестей Р. Говарда о киммерийце Конане, ставших уже классикой жанра фэнтези. Примечательно, что дизайн декораций был основан, в том числе, на рисунках Фрэнка Фразетты, относящегося к числу любимых Миурой художников.
Фильм вышел весьма неоднозначным как экранизация: мир здесь сильно отличается от мира Хайборийской эры Говарда, да и персонаж Шварцнеггера мало похож на канонического Конана. В то же время суровый, немногословный и мрачный воин с огромным мечом вполне имеет некоторое сходство с Гатсом. Кроме того, в фильме фигурирует эпизод, где Конан занимается сексом с ведьмой, которая внезапно отращивает клыки и превращается в чудовище, но герой успевает убить ее http://s018.radikal.ru/i512/1307/d6/cd7297b236d2.jpg Очень похожая сцена встречается в самом начале манги с участием Гатса и Женщины-Апостола.
Экскалибур
«Экскалибур» (1981 г.) – фильм Д. Бурмана по мотивам романа сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура». Это, по сути, биография короля Артура, начиная еще со времен короля Утера и заканчивая отбытием на Авалон.
В манге есть моменты, аналогичные сценам «Эскалибура»: например, Мидленд похож на пришедшую в запустение и гибнущую без короля Англию, наличествует эпизод с деревом повешенных и т.д.

Кроме того, Мордред, главный антагонист, в фильме предстает смазливым блондином в причудливых золотых латах, несколько напоминая Гриффита в доспехах.

На эпизод, когда отряд Артура спешит на свою последнюю битву, очень похож один из фреймов манги:


К счастью, Миура взял от фильма только лучшее, не привнеся в мангу главного его недостатка, отмеченного критиками, – колоссального количества вложенного материала, при котором многие персонажи совмещают столько сюжетных функций, что перестают органично восприниматься.
Плоть и Кровь
Если же говорить только о внешности Гатса, а не о его личных характеристиках, то, думаю, образцом послужил Рутгер Хауер. Я увидел его в фильме о средневековье «Плоть и кровь», где он играл наёмника. Меня впечатлило то, как он исполнял свою роль. Также он являлся главным героем картины «Салют Джаггера». Хотя она относится к жанру научной фантастики, мне кажется, что герой, которого он играл, очень похож на Гатса.
Кэнтаро Миура. Из интервью на DVD аниме «Берсерк»
«Плоть и Кровь»(1985 г.) – историко-приключенческий фильм Пола Верховена. В центре сюжета – главарь банды бывших наемников, а нынче разбойников Мартин (собственно, Рутгер Хауэр), который в отместку за то, что наниматель лишил его законной добычи, похищает невесту его сына. Но украденная девушка ведет себе совсем не так, как положено жертве.
«Плоть и кровь» – вывернутая наизнанку история о похищенной принцессе, прекрасном принце и злом разбойнике, атмосферой весьма схожая с «Берсерком». В то же время довольно странно слышать о Хауэре http://2.firepic.org/2/images/2013-09/28/mokaudp0o4vg.jpg как прототипе внешности Гатса, на которого он не похож вообще ничем (зато напоминает http://2.firepic.org/2/images/2013-09/28/oho7umtk2m90.jpg Гамбино).
Также, среди персонажей фильма есть капитан наемников Хоквуд (не имеющий, впрочем, ничего общего с реальным прототипом), – наверное, единственный условно положительный герой: захватив полубезумную монахиню Клару, Хоквуд пытается о ней заботиться. В его истории можно и впрямь найти что-то общее с историей Гатса и Каски.
Таким образом, реального Джона Хоквуда в «Берсерке» можно условно считать прототипом обоих главных героев, Гатса и Гриффита.
Кроме того, в контексте «Плоти и крови» стоит вспомнить Мартино, старого рыцаря из «Весеннего цветения одного дня», небольшой части арки «Фантазия». Его имя, вероятно, – еще одна дань любви к фильму.
Салют Джаггера
«Салют Джаггера» (1989 г.), он же «Приветствие Джаггера», он же «Кровь героев», – малоизвестный фильм, смесь постапокалиптики и спортивной драмы, разворачивающейся вокруг игры джаггеров, чего-то среднего между американским футболом и гладиаторскими боями.
Герой Хауэра — Желтушник, капитан такой команды, когда-то выступавший в элитной лиге, но теперь вынужденный играть в мелких городах-помойках. Жесткий, грубоватый и малоразговорчивый, он действительно имеет что-то общее с Гатсом. Примечательно также, что к середине фильма Желтушник теряет глаз, однако "Прототип" вышел на год раньше "Салюта", так что Гатс к тому времени уже был одноглазым.
Бэтмен
Ещё мне нравится Тим Бертон – за то, что его картины всегда замечательны. Удивительно, что человек может быть популярным и при этом снимать выдающиеся фильмы. Хотя именно за это я и люблю его творчество.
Кэнтаро Миура. Из интервью на DVD аниме «Берсерк»
Если говорить о влиянии творчества Бертона, то в первую очередь, конечно же, следует вспомнить «Бэтмен» (1989 г.) и «Бэтмен возвращается» (1992 г.) (пусть это и были экранизации комикса многолетней давности).
Самым очевидным заимствованием из фильма является облик Фемто, на который определенно повлиял дизайн костюма «Бэтмена».

Человек Тьмы
Я являюсь большим любителем фильмов Сэма Рэйми, в частности его «Человека тьмы».
Кэнтаро Миура. Из интервью на DVD аниме «Берсерк»
«Человек Тьмы» – первый высокобюджетный фильм Сэма Рэйми. Как любезно сообщает нам Википедия, главный герой, доктор Уэстлейк, изобретатель искусственной кожи, чудом оставшийся в живых после того, как бандиты взорвали его вместе с лабораторией, страшно обгоревший и обожженный, начинает мстить...
Сходство с мангой, на самом деле, незначительное, хотя есть, разумеется, нечто общее между обмотанными бинтами, словно мумии, главным героем и Гриффитом.
С другой стороны, при мысли об изуродованном мстителе, страдающей припадками агрессии, напрашивается аналогия с Гатсом.
Восставший из Ада
Я заимствовал некоторые элементы из таких фильмов, как «Восставший из Ада» и «Имя Розы»...
Из интервью с Кэнтаро Миуро, 1996 г.
«Восставший из Ада» – экранизация рассказа Клайва Баркера, им же поставленная. Как можно догадаться, отсюда Миура заимствовал облик сенобитов (они же кенобиты, они же ценобиты), жутких сверхсуществ из другой реальности. Конечно, у них немного общего с Апостолами Руки Бога: разные функции, отсутствие в дизайне Апостолов садо-мазо стилистики, наконец, значительные внешние различия. В то же время есть и общие черты: например, Войд похож на Щелкунчика ртом, а на Толстяка – зашитыми глазами.


«Ангелы для одних, демоны для других» – так можно охарактеризовать и сенобитов, и Руку Бога; и тех, и других четверо (в том числе одна женщина и один ярко выраженный лидер), и тех, и других можно вызвать с помощью специального артефакта (шкатулки Ла-Маршана или Бехерита), совершив с ним определенные действия. Кроме того, во втором фильме становится известно, что сенобиты, как и Апостолы, — бывшие люди (хотя принцип превращения не объяснен), а также появляется пятый сенобит, который стоит как бы "отдельно" от всех (аналогия с Гриффитом напрашивается сама собой).
Имя Розы
«Имя Розы» – фильм Ж.-Ж. Анно, экранизация одноименного романа Умберто Эко. В центре сюжета — серия загадочных убийств, произошедших в средневековом монастыре, которые пытается расследовать главный герой — францисканский монах Уильям Баскервильский.
Несмотря на то, что действие происходит в средневековье, нельзя сказать, что манга «Берсерк» и «Имя розы» обладают неоспоримым сходством. Вероятно, отсюда Миурой заимствована лишь мрачная атмосфера. Впрочем, возможно, образ слепого, во всех смыслах, фанатика Хорхе де Бургоса мог послужить одним из прототипов инквизитора Мозгуса.
Кроме того, в начале фильма представлен эпизод, когда из монастыря выкидывают объедки, и их подбирают нищие. Похожую сцену можно увидеть в манге в главе «Церемония рождения».
Не упомянутые в интервью фильмы
Призрак Рая
«Призрак Рая» – мюзикл Брайана де Пальмы, своеобразный вариант «Призрака Оперы». Главный герой – композитор Уинслоу Лич, пытающийся отомстить музыкальному продюссеру Суону, похитившему его музыку, а его самого отправившего в тюрьму. Личу удалось бежать, но во время попытки уничтожить студию Суона у композитора было изуродовано лицо и пропал голос. В дальнейшем Лич появляется в черном плаще и "птичьем" шлеме, украденных из костюмерной.



Фильм в первую очередь известен фанатам «Берсерка» благодаря шлему Призрака (Лича), который в манге достался Гриффиту.
Как и в манге, в фильме есть мотив продажи души дьяволу: сначала Лич заключает контракт с Суоном, продав ему свою душу, позже он узнает что Суон сам много лет как продал душу дьяволу за вечную молодость. Кроме того, в ленте присутствует "птичья" тематика: "птичьи" имена некоторых героев (Суон — "лебедь", Феникс), изображения птиц на одежде Суона, логотипах его продукции; под пернатых стилизованы некоторые сценические костюмы — и это не считая самого "соколиного шлема".
Огонь и Лёд
«Огонь и Лёд» – фэнтези-мультфильм, совместный проект Ральфа Бакши и Фрэнка Фразетты, художника, о любви Миуры к которому мы уже упоминали. В свое время этот мультфильм поразил зрителей как жестокостью, так и легкой эротикой. В центре сюжета — молодой воин Ларн, пытающийся спасти принцессу Тигру от лап прислужников короля-колдуна Некрона.
Наиболее схожий с мангой момент – это гигантская рука, на которой в одном из эпизодов стоит главный злодей.
Сам Некрон был обладателем длинных белых волос, и, хотя в манге и аниме это не редкость, не вспомнить Гриффита невозможно. Другой персонаж – Волк, загадочный воин в маске, охотившийся на Некрона, своего сына. В нем можно увидеть сходство как с Гатсом (преследует главного злодея), так и с Рыцарем Черепом (загадочность, последовательное противостояние злу при определенной тесной связи с ним).
Леди-Ястреб
«Леди Ястреб» — фантастический фильм Ричарда Доннера. В центре сюжета — рыцарь Этьен Новаррский и его возлюбленная Изабо, на которых наложил проклятье злой епископ: ночью Этьен превращается в волка, а днем Изабо становится ястребом.
Главное сходство с «Берсерком» тут — звериные обличья героев. Чёрный волк и ястреб, пусть и не белый, — аналогия с мангой Миуры очевидна. В то же время довольно странно, что мангака не упомянул в интервью фильм, который сыграл такую важную роль в создании сквозных образов произведения. Так что вполне вероятно, что это лишь случайное совпадение.
Примечательно также, что Этьена сыграл Рутгер Хауэр, чьи роли вдохновили Миуру при создании образа Гатса. Можно также обратить внимание на некоторые другие схожие с мангой детали: доминирующий черный цвет в одежде героя или двойной арбалет в качестве оружия, как и у Гаста в «Прототипе» (кстати, один из самых известных примеров использования этого оружия в кино).
Случайные совпадения
Зловещие мертвецы
С ними (фильмами Сэма Рэйми) у меня связана одна забавная история. Она произошла, когда я учился в колледже. В тот день, когда я закончил первый том Берсерка, во всех кинотеатрах крутили фильм «Зловещие мертвецы-2». Отправив рукопись издателю, я пошел на просмотр этого ужастика. Его сюжет оказался настолько похож на берсерковский, что я был крайне удивлён. А потом были «Зловещие мертвецы-3», известные также под названием «Капитан Супермаркет»... У главного героя была отрублена рука, на место которой он приделал бензопилу. За спиной у него висел дробовик. Я подумал: "Что, чёрт возьми, происходит?!" Ещё бы не удивляться: у Гатса в руку вмонтирована пушка, а за спиной у него меч огромных размеров. Я аж побледнел как мертвец. Помню, ещё переживал по поводу того, что на меня подадут в суд за плагиат. Я только закончил свой комикс, а уже был так напуган.
Кэнтаро Миура. Из интервью на DVD аниме «Берсерк»
На самом деле у «Зловещих мертвецов» гораздо больше сходства с мангой: Эш, главный герой, пережил жуткую бойню, после чего и стал охотником на монстров, а они принялись охотиться на него. Во время событий второго фильма он собственноручно отпилил себе руку. У Эша был злой двойник (местный Зверь Тьмы). Правда, если во втором фильме он пытался завладеть разумом и телом Эша, то в третьем стал просто злым и вполне материальным двойником главного героя.
В конце второго фильма у Эша, как и у Гатса, от пережитого шока появилась седая прядь (благополучно исчезла в третьей серии).
Действие третьего фильма происходит в средневековье. Здесь Эш вместо отрубленной руки приладил себе металлический механический протез, совсем как у Гатса, только без пушки. Кстати, запуск бензопилы и "запуск" пушки Гатса схожи (дерганье зубами за веревку)
Для пущей наглядности – вот такой коллаж http://firestriker.deviantart.com/art/Army-of-Darkness-and-Berserk-155518232. Кадры из фильма отзеркалены: у Эша отсутствовала правая рука.
Марс атакует
Марсиане из фильма поразительно похожи на Войда, не говоря уже о том, что Миура большой поклонник творчества Бертона!

Однако Войд появился в манге несколько раньше выхода «Марса». Сам фильм, правда, не оригинален и поставлен по серии комиксов, созданных еще в 50-е годы. Теоретически, Миура мог быть знаком и с ними.
Итак, как и любой художник, Миура в творчестве опирался на изучение богатого визуального материала, щедро предоставленного мировой культурой. А то, как оригинально и необычно он его интерпретировал и модифицировал в «Берсерке», свидетельствует о немалом таланте мангаки. Случайные же совпадения еще раз подтверждают: великие умы мыслят одинаково.