Непосредственно картины как украшения в «Берсерке» почти не встречаются. Однако во многих эпизодах манги в отдельных панелях можно узнать стилизацию под работы различных художников. Особой логики не прослеживается: как правило, Миура просто творчески переосмысливает понравившиеся ему полотна, "цитируя" тот или иной фрагмент или подражая стилю определенного художника. О некоторых из таких картин – источниках вдохновения — мангака упомянул в интервью, некоторые легко узнаются и без дополнительных указаний.

Мне нравятся Босх и Эшер, у меня есть коллекции их работ.
Кэнтаро Миура из интервью итальянскому журналу Jappamondo

Иероним Босх — нидерландский живописец, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

В конце арки «Тысячелетний Сокол», когда происходит слияние миров, снова появляются Апостолы Руки Бога, и в изображении Убика, повелителя иллюзий, заметна явная стилизация под картины Босха.

"Пришельцами" с полотен Иеронима Босха являются множество странных существ, показанных в этом эпизоде, но в первую очередь узнаваем заимствованный из «Сада Земных Наслаждений» человек-дерево, внутри которого и помещен Убик.

Босх “Искушение святого Антония” и Берсерк
Слева фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Справа фрагмент из фрейма манги.
Босх “Страшный суд” и Берсерк
Слева фрагмент триптиха “Страшный суд”. 1504 г. Справа фрагмент из фрейма манги.
Босх “Страшный суд” и Берсерк
Слева фрагмент триптиха “Страшный суд”. 1504 г. Справа фрагмент из фрейма манги.
Босх “Сад земных наслаждений” и Берсерк
Слева фрагмент триптиха “Сад земных наслаждений”. 1500 г. Справа фрагмент из фрейма манги.
Босх “Сад земных наслаждений” и Берсерк
Слева фрагмент триптиха “Сад земных наслаждений”. 1500 г. Справа фрагмент из фрейма манги.

Мауриц Корнелис Эшер – нидерландский график, самый яркий представитель имп-арта.

В третьем томе, в эпизодах «Ангелы-хранители страстных желаний (4-5)», когда герои попадают в мир Апостолов Руки Бога (или, скорее, один из их миров), заметно явное подражание Эшеру (картины «Дом лестниц», 1951 г.; «Относительность», 1953 г).

Эшер Дом Летсниц, Эшер Относительность

В «Золотом веке» Миура снова "цитирует" Эшера (картину «Другой мир», 1946 г.).

Эшер Другой мир

Именно в этой арке, когда Гриффиту является Рука Бога, мангака показывает нам фрагмент мира Высших Апостолов, нарисованный в той же эшеровской манере.

Ниже продемонстрированы схожие работы, в которых использован один и тот же прием — человеческие головы, образованные лентой-спиралью (картины «Кожура», 1955 г.;«Связь союза», 1956 г.). Подобный прием Миура использует, изображая Гриффита в 13-м томе в эпизоде 83 - «Бог Бездны (2)» (Удалённый эпизод).

Эшер Кожура, Эшер Связь союза

Кроме того, я люблю гравюры Питера Брейгеля младшего (1564 – 1637/8) и Гюстава Доре.
Кэнтаро Миура из интервью итальянскому журналу Jappamondo

Это один из самых спорных моментов в интервью. Дело в том, что Брейгель-младший был не столько художником, сколько копировщиком, который в основном дублировал работы своего отца, хотя писал и сам. В биографии Брейгеля-младшего, правда, упомянуто, что поначалу в своем творчестве он много внимания уделял картинам адских пыток и ужасов Страшного Суда (за что получил прозвище Адский), но, к сожалению, репродукций полотен этой тематики нам найти не удалось. В основном же художник известен как бытописец. В то же время у Миуры можно найти некоторые схожие моменты с Брейгелем-старшим. И тогда назревает вопрос, кто же допустил ошибку: Миура спутал двух Брейгелей или переводчики?

В связи с этим считаем необходимым указать на гипотетические заимствования из творчества старшего из семьи художников.

Питер Брейгель-старший — нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен.

В «Берсерке» фигурируют несколько эпизодов, навевающих мысли о его картинах. Во-первых, это изображение трупов колесованных на фоне Альбионской башни, в 144 эпизоде 19-го тома, напоминающее полотно «Триумф смерти».

Брейгель Триумф смерти

Сама башня в Альбионе (162 эпизод 20-го тома), пусть отдаленно, но напоминает Вавилонскую с одноименной картины Брейгеля-старшего, особенно в момент разрушения.

Брейгель Вавилонская башня

Кроме того, в 215 эпизоде 25-го тома в Клипоте среди многочисленных странных существ есть тварь в виде головы на ножках.

Похожие создания встречаются на картинах как Босха («Смерть распутницы», сер. XVI века), так и Брейгеля-старшего («Обжорство»).

Босх Смерть распутницы, Брейгель-старший Обжорство

Также, в «Берсерке» можно отследить заимствования и из работ Гюстава Доре, французского гравера, иллюстратора и живописца, прославившегося в первую очередь как художник-иллюстратор.

Так, в эпизоде «Ангелы-хранители страстных желаний (6)» третьего тома во время пребывания героев в мире Руки Бога появляется рой душ, поднявшийся из Воронки. Подобный мотив встречается на гравюрах Доре – иллюстрациях к «Божественной комедии» Данте («Ад – Паоло и Франческа да Римини» и «Ад – сладострастники»)

Доре Ад - Паоло и Франческа да Римини, Доре Ад - сладострастники

Помимо явных "цитат", можно увидеть и аллюзивные заимствования из Доре.

Доре Ад - третий пояс

Слева — оргии язычников в Альбионе; справа – «Божественная Комедия», «Ад – третий пояс» (богохульники, содомиты и ростовщики), томящиеся в пустыне под огненным дождем.

В 326 эпизоде 37-го тома, когда Гатса поднимают из океана мерроу, чувствуется явная стилизация под Доре («Божественная Комедия, Рай – Беатриче»)

Доре Рай - Беатриче

Очевидными кажутся также заимствования из иллюстраций Доре к Библии.

Доре Бытие

Слева – Каска на фоне Альбионской башни, где разворачиваются события главы «Церемония рождения»; справа – «Бытие», глава 11, стих 6 – 8, «Смешение языков».

Доре Библия

Слева – начало 34-го тома, преобразованный Ганишка, которого видит весь Мидленд; справа – «Библия», первая Книга Царств (пророк Самаил), шестая глава, 13-й стих (возвращение Ковчега в Вефсамаис).

Не исключено также, что Воронка, которую мы видим дважды, – сперва в третьем томе (мир Руки Бога), а потом в 83 эпизоде – была нарисована под впечатлением от Эмпирии из той же «Божественной Комедии» («Рай»).

Доре Рай

Кроме того, в иллюстрациях Доре к «Неистовому Роланду» представлен вот такой бородатый людоед, отдаленно напоминающий императора Ганишку.

Доре Неистовый Роланд

Стоит рассказать о других художниках, не названных Миурой, но также узнаваемых. А также кратко коснуться заимствований из творчества каждого из них.

Сальвадор Дали – всемирно известный испанский живописец, график и скульптор, один из самых видных представителей сюрреализма.

Рука Войда (главный Апостол Руки Бога) с бехеритом и Гриффит во время своего перерождения в Апостола Фемто, вероятно, "срисованы" Миурой с картины Дали «Метаморфозы Нарцисса».

Дали Метаморфозы Нарцисса

Примечательно, что на картине Нарцисс сам превращается в каменную руку, а его голова — в яйцо (или луковицу).

Рождение Фемто, когда он вылупляется из огромного яйца-бехелита, напоминает другую картину Дали – «Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека».

Дали Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека

Наконец, одна из ранних картин мастера, «Пенья-Сегатс» 1926-го года, вызывает в памяти фанатов очертания острова Исмы.

Пабло Пикассо – не менее, чем Дали, известный испанский художник, график, скульптор, керамист и дизайнер, один из основоположенников кубизма.

Бехерит с разбросанными частями лица похож на фрагмент картины Пикассо «Герника».

Пикассо Герника

Вряд ли покажется удивительным, что, создавая сверхреальность мира Руки Бога и его атрибутику, Миура обратился к работам признанных мастеров художественных направлений, связанных с превознесением бессознательного, деструкцией привычного и освященного традицией, культивацией несочетаемых образов в искусстве, – сюрреализма и кубизма.

Для изображения некоторых Апостолов мангака использовал работы Ганса Рудольфа Гигера – швейцарского художника, представителя фантастического реализма, наиболее известного дизайном к фильму «Чужой».

Ганс Гигер ELP XII

Справа: «ELP XII», Ганс Гигер; слева: 76 эпизод 12-го тома, фрагмент Апостола (во время Затмения).

Конрад, Апостол Руки Бога, вероятно, срисован с одного из персонажей картины «Landscape XVIII» – столь любимых Гигером мертвых младенцев.

Ганс Гигер Landscape XVIII

А на образ Слэн, Апостола-женщины из Руки Бога, Миуру могла вдохновить работа «Schranktuer fuer Mia».

Ганс Гигер Schranktuer fuer Mia

«Портрет Барбары М.» мог послужить подспорьем Миуре для прорисовки сцен встречи Слэн и Гатса в Клипоте (219 эпизод 26-го тома).

Ганс Гигер Портрет Барбары М.

В дополнение к этому, дизайн ещё одной женщины-Апостола чем-то напоминает дизайн самого Чужого.

Ганс Гигер Чужой

Макс Эрнст - немецкий и французский художник, мастер коллажа и фронтажа, значимая фигура в мировом авангарде XX века. Один из апостолов, которого мы видим во время затмения явно заимствован с его картины «Искушение святого Антония» (древний сюжет, к которому обращались многие художники). Кроме того, можно найти схожие черты и у других апостолов и чудовищ с картины.

Эрнст Искушение святого Антония

Еще один художник, чье влияние на Миуру кажется очевидным, — Борис Вальехо (Валеджо). Этот американский живописец в первую очередь известен своими иллюстрациями к книгам жанра фэнтези; работы его изобилуют изображениями обнаженной натуры.

Момент, когда во время Затмения Фемто обнимает Каску, напоминает картину Вальехо «Vampire's Kiss» («Поцелуй вампира») 1979-го года.

Вальехо Поцелуй вампира

Таким образом, благодаря широкому кругу интересов в искусстве Миуре удалось не только создать свой неповторимый стиль рисовки, но и развернуть перед читателем внушительный культурный контекст, обращение к которому влияет на восприятие сюжета манги, ее образов и даже, возможно, усиливает глубину "звучания" центрального конфликта.